Контингент
учащихся нашей школы сложный, требующий дополнительного педагогического
внимания. Однако общеобразовательная направленность школы требует, чтобы содержание
образования было полноценным, чтобы учащиеся постигали основы общечеловеческой
культуры с учетом национальным и религиозных особенностей.
Учащиеся
учебно-консультационного пункта СИЗО-1 – это ребята, которые совершили не
просто правонарушения, а преступления, предусмотренные УК РФ, это ребята, к которым
избрана мера пресечения – содержание под стражей. Учащиеся в данных условиях
находится под уголовной субкультуры. Сущность ее заключается в особом делении
на слои, касты правонарушителей. Четко определены ролевые функции, права,
обязанности. Используются термины жаргона, в которых отражаются позиции и
социальная роль личности в системе социальной субкультуры. Воспитанник пребывает
в полной изоляции от обычной для него обстановки, поэтому существенные пробелы
в знаниях по всем предметам, так как, находясь на свободе, многие не посещали
занятия в школе. Общепринятая методика здесь не годится, потому что фактические
знания учащихся значительно отличаются от формально зарегистрированных.
Отсутствует умение работать индивидуально, а также в группах. Отрицание, вообще
свойственное подростку, может остаться основанием дальнейшего поведения. Приобретаются
альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Проблема
осложняется еще и тем, что мы не можем рассчитывать на помощь родителей.
Учитывая
психологические особенности наших учащихся при планировании
учебно-воспитательного процесса, ставлю следующие цели:
- воспитывающие – содействовать формированию нравственных качеств школьников,
уделив особое внимание воспитанию коллективизма, гуманизма, общительности,
активной жизненной позиции;
- развивающие – развитие речи и
логического мышления, интереса к учению, воли и настойчивости (посредством
решения проблемных задач, вовлечения учеников в дискуссии);
- обучающие цели – формирование положительной
Я-концепции учащихся (я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, с знаю,
я управляю, я владею), усвоение (повторение, закрепление) в ходе урока основных
понятий, формирование специальных умений по своему предмету.
Способы
мотивации учебно-познавательной деятельности – это стимулы новизны содержания,
занимательности и эмоциональности.
Методы
и приемы стимулирования и мотивации учения применяю следующие: метод учебных
групповых дискуссий, поощрений и т.д. Все методы обучения при определенном
применении могут сами по себе стимулировать, активизировать познавательную
деятельность.
Работу
организую в виде различных форм: индивидуальной, коллективной, работы в микро
группах.
Управление
учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.е. установление обратной связи,
осуществляется через систему контроля.
Контроль
за усвоением учебного материала осуществляю различными методами, среди которых
индивидуальный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартами,
индивидуальными карточками. Для учащихся, которые успешно справляются с учебной
задачей, предлагаю тестовые работы.
В связи
с тем, что дети обучаются на нашем пункте непродолжительное время, возможность
точного измерения результатов отсутствует. В этих условиях я выявляю уровень
знаний при поступлении, наблюдаю за изменениями в познавательной сфере ребенка
и сравниваю первоначальные результаты с конечными.
Большое
значение для правильной организации учебного процесса, для получения
гарантированного результата имеет входной контроль. Комплексная проверочная
работа, состоящая из тестовых заданий с выбором ответа, из сочинения –
миниатюры, помогает за урок (45 минут) определить предметную подготовку
обучающихся (знания, умения и навыки в рамках лингвистической, языковой,
коммуникативной и культуроведческой компетентности). В результате входящей
диагностики четко определяются группы школьников с разным уровнем развития и
предметной подготовки. Входной контроль считаю важным этапом в своей работе,
так как в результате правильно организованной диагностики, по моему мнению,
можно получить объективную картину, планировать результат и подбирать наиболее
эффективные методы, приемы формы
организации учебно-познавательного процесса.
Итоговый
контроль организуется после изучения темы, раздела, который проводится по
единым текстам для класса или по индивидуальным карточкам.
Специальной
методической литературы и дидактических карточек для учащихся вечерних школ
давно не выпускают. Поэтому методическим объединением школы, в том числе и мне,
пришлось подбирать материал и создавать свои брошюры для контроля знаний
учащихся по зачетной системе. Данные брошюры включают тематическое планирование
материала, основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся,
контрольные работы, вопросы для самоподготовки, индивидуальные зачетные
карточки разного уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий