Ресоциализация подростков вечерней школы, попавших в трудную жизненную ситуацию


Контингент учащихся нашей школы сложный, требующий дополнительного педагогического внимания. Однако общеобразовательная направленность школы требует, чтобы содержание образования было полноценным, чтобы учащиеся постигали основы общечеловеческой культуры с учетом национальным и религиозных особенностей.
Учащиеся учебно-консультационного пункта СИЗО-1 – это ребята, которые совершили не просто правонарушения, а преступления, предусмотренные УК РФ, это ребята, к которым избрана мера пресечения – содержание под стражей. Учащиеся в данных условиях находится под уголовной субкультуры. Сущность ее заключается в особом делении на слои, касты правонарушителей. Четко определены ролевые функции, права, обязанности. Используются термины жаргона, в которых отражаются позиции и социальная роль личности в системе социальной субкультуры. Воспитанник пребывает в полной изоляции от обычной для него обстановки, поэтому существенные пробелы в знаниях по всем предметам, так как, находясь на свободе, многие не посещали занятия в школе. Общепринятая методика здесь не годится, потому что фактические знания учащихся значительно отличаются от формально зарегистрированных. Отсутствует умение работать индивидуально, а также в группах. Отрицание, вообще свойственное подростку, может остаться основанием дальнейшего поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Проблема осложняется еще и тем, что мы не можем рассчитывать на помощь родителей.
Учитывая психологические особенности наших учащихся при планировании учебно-воспитательного процесса, ставлю следующие цели:
- воспитывающие – содействовать  формированию нравственных качеств школьников, уделив особое внимание воспитанию коллективизма, гуманизма, общительности, активной жизненной позиции;
- развивающие – развитие речи и логического мышления, интереса к учению, воли и настойчивости (посредством решения проблемных задач, вовлечения учеников в дискуссии);
- обучающие цели – формирование положительной Я-концепции учащихся (я нравлюсь, я способен, я нужен, я могу, я творю, с знаю, я управляю, я владею), усвоение (повторение, закрепление) в ходе урока основных понятий, формирование специальных умений по своему предмету.
Способы мотивации учебно-познавательной деятельности – это стимулы новизны содержания, занимательности и эмоциональности.
Методы и приемы стимулирования и мотивации учения применяю следующие: метод учебных групповых дискуссий, поощрений и т.д. Все методы обучения при определенном применении могут сами по себе стимулировать, активизировать познавательную деятельность.
Работу организую в виде различных форм: индивидуальной, коллективной, работы в микро группах.
Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся, т.е. установление обратной связи, осуществляется через систему контроля.
Контроль за усвоением учебного материала осуществляю различными методами, среди которых индивидуальный опрос, письменная самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартами, индивидуальными карточками. Для учащихся, которые успешно справляются с учебной задачей, предлагаю тестовые работы.
В связи с тем, что дети обучаются на нашем пункте непродолжительное время, возможность точного измерения результатов отсутствует. В этих условиях я выявляю уровень знаний при поступлении, наблюдаю за изменениями в познавательной сфере ребенка и сравниваю первоначальные результаты с конечными.
Большое значение для правильной организации учебного процесса, для получения гарантированного результата имеет входной контроль. Комплексная проверочная работа, состоящая из тестовых заданий с выбором ответа, из сочинения – миниатюры, помогает за урок (45 минут) определить предметную подготовку обучающихся (знания, умения и навыки в рамках лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетентности). В результате входящей диагностики четко определяются группы школьников с разным уровнем развития и предметной подготовки. Входной контроль считаю важным этапом в своей работе, так как в результате правильно организованной диагностики, по моему мнению, можно получить объективную картину, планировать результат и подбирать наиболее эффективные методы, приемы  формы организации учебно-познавательного процесса.
Итоговый контроль организуется после изучения темы, раздела, который проводится по единым текстам для класса или по индивидуальным карточкам.
Специальной методической литературы и дидактических карточек для учащихся вечерних школ давно не выпускают. Поэтому методическим объединением школы, в том числе и мне, пришлось подбирать материал и создавать свои брошюры для контроля знаний учащихся по зачетной системе. Данные брошюры включают тематическое планирование материала, основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся, контрольные работы, вопросы для самоподготовки, индивидуальные зачетные карточки разного уровня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий